(Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 2.01. 1780, Москва - 29.04.1852, Бородинский мон-рь), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря. Старшая дочь в большой семье подполковника в отставке Михаила Петровича Нарышкина (1753-1825) и его супруги Варвары Алексеевны, урожд. кнж. Волконской (1760-1827). В 1798 г. была выдана замуж за отставного прапорщика лейб-гвардии Измайловского полка Павла Михайловича Ласунского (1777-1829). Брак продлился лишь неск. месяцев и в 1804 г. по причине неверности супруга был расторгнут. В 1805 г. вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова (Тучков 4-й; род. 7 марта 1777, с 1808 генерал-майор), младшего сына ген.-поручика, действительного тайного советника А. В. Тучкова (1729-1799). В браке с Тучковым родилось трое сыновей: в 1806 г.- мертвый младенец, в 1808 г.- Михаил (Ɨ 1809 или 1810), в 1811 г.- Николай (Ɨ 1826).
После окончания военных действий на территории Финляндии (русско-швед. война, 1808-1809) Тучковой было Высочайше позволено отправиться к мужу, с которым она не виделась «другой уже год» (РГВИА. Ф. 26. Оп. 1/52. Д. 432. Л. 146; Семенищева. 2012. С. 83-84). Весной 1809 г. Тучкова приехала в г. Або (ныне Турку, Финляндия), где квартировался Ревельский мушкетерский полк, шефом к-рого являлся ее супруг. С этого времени и до начала Отечественной войны 1812 г. она не расставалась с мужем. За год до начала войны, «в дни счастья», она получила откровение. ««Ton sort finira a Borodino» (Твоя судьба будет кончена в Бородине),- раздалось в душе... томило... до события ужасного»,- сообщала она в 1828 г. в письме митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову).
1 сент. 1812 г. Тучкова узнала о героической гибели супруга в сражении под Бородином (26 авг. 1812). В кон. окт. 1812 г., после оставления неприятелем Московской губ., она в сопровождении казначея Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря иером. Иоасафа приехала на Бородинское поле, чтобы найти тело мужа. Поиски оказались безрезультатными, но по просьбе Тучковой иеромонах творил над павшими заупокойные молитвы.
25 сент. 1816 г. Тучкова обратилась к имп. Александру I: «Потеряв обожаемого мною супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. Сия мысль беспрестанно умножает настоящую причину терзания моего, и ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой». В янв. 1817 г. император, как и Тучкова, пожертвовал на сооружение церкви 10 тыс. р. Ген. П. П. Коновницын, дивизионный начальник Тучкова, указал место близ средней Семёновской (Багратионовой) флеши, где «он [Тучков] пал мертв и тем запечатлел любовь к Отечеству». Тучкова выкупила у бородинских помещиков 3 дес. земли и, получив от управляющего Московской митрополией еп. Дмитровского Августина (Виноградского) грамоту на возведение храма в честь Нерукотворного образа Спасителя, приступила к строительству. 26 авг. 1820 г., в 8-ю годовщину Бородинской битвы, новопостроенный храм был освящен лужецким иером. Иоасафом. В нем была устроена символическая могила ген. Тучкова и установлен белый мраморный крест с надписью: «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного». Храмовым образом стала полковая икона Ревельского полка, шефом к-рого был Тучков,- Нерукотворный образ Спасителя. Об этой иконе в числе проч. имущества полковой церкви, отправленного перед войной из Виленской губ., где находился его полк, в г. Смоленск, Тучков поручил заботиться жене. При возвращении полку церковной утвари Тучкова попросила оставить икону ей, как драгоценную память о муже.
Похоронив в склепе Спасского храма 15-летнего сына Николая (16 окт. 1826), Тучкова поселилась в небольшом домике-сторожке, построенном напротив храма с дорогими ее сердцу могилами. Постепенно при Спасском храме собралась небольшая община, в 1833 г. получившая статус «Богоугодного общежительного заведения для лиц женского пола, кои, быв обременены нуждами, скорбями, бедствиями и суетою жизни, желают обрести убежище, в котором бы при удовлетворении необходимым потребностям жизни могли проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии, чистоте и смирении». 4 июля 1836 г. в Троице-Сергиевой лавре Тучкова приняла постриг в рясофор с именем Мелания по благословению свт. Филарета (Дроздова), который духовно окормлял ее и устроенное ею общежитие: «Теперь Ваше чадо и Ваша подруга - Спасская обитель». Постриг совершил наместник Троице-Сергиевой лавры архим. прп. Антоний (Медведев).
По приглашению Тучковой ежегодно 26 авг. в Бородино съезжалось духовенство из Можайска и окрестных сел, чтобы совершить крестный ход вдоль линии обороны, где она некогда видела «горы человеческих тел, потому что здесь сильнее бились». Постепенно крестный ход стал традиционным. Молитвенное поминовение всех погибших совершалось ежедневно.
В 1838 г. по Высочайшему повелению община была преобразована в Бородинский общежительный монастырь. 23 июля 1839 г. свт. Филарет, освящая новоучрежденную обитель, отметил подвижнический подвиг Тучковой и дал оценку жертвенному служению павших воинов: «Добрая была мысль посвятить храм Богу на месте, где столь многия тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь в надежде восприять вечную. Те из них, которые принесли себя в жертву в чистой преданности Богу, Царю и Отечеству, достойны мученического венца и потому достойны участия в церковной почести, которая издревле воздавалась Мученикам посвящением Богу храмов над их гробами» (Филарет, митр. Московский и Коломенский. Соч. М., 1882. Т. 4).
26 авг. 1839 г., на 1-м официальном праздновании Бородинской годовщины, при совершении чина освящения Бородинского памятника имп. Николай I Павлович оценил труды бородинской настоятельницы: «Мы поставили памятник чугунный, а вы предупредили нас, поставив бессмертный христианский памятник» (Толычева. 1874. С. 65; Нарышкин. 2005. С. 499).
28 июня 1840 г. в Троице-Сергиевой лавре у раки прп. Сергия Радонежского митр. Филаретом инокиня Мелания была пострижена в мантию с именем Мария, на следующий день возведена (по чину рукоположения в диакониссы) в сан игумении Бородинского мон-ря.
Летом 1841 г. М. совершила паломническую поездку в Воронеж, к мощам свт. Митрофана Воронежского, и в Киево-Печерскую лавру. По рекомендации митр. Филарета в 1847 г. Бородинский мон-рь посетил архим. св. Игнатий (Брянчанинов), оставивший «Воспоминания». «Маргарита прежде всех пришла на кладбище войска русского, чтоб плакать над могилой храброго супруга; принесла туда и прах сына,- отмечал он.- Она дала себе обет печали пожизненной, надела на себя черные одежды с тем, чтоб не снимать их никогда… Бог близок к скорбящим, близок к ним свет Его, близко утешение Его. Маргариту озарило небесное просвещение: она произносит обет иночества, облекается в таинственный образ, принимает новое имя - и уже Мария плачет у Гроба Иисусова… По праву, Мария, ты держишь в руках твоих жезл настоятельства на поле Бородинском».
Практически весь архитектурный ансамбль Бородинского мон-ря сложился при жизни М. Последние 7 лет она занималась подготовкой строительства большого собора, освященного в 1859 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери.
В марте 1852 г., предчувствуя скорую кончину, М. посетила Троице-Сергиеву лавру и простилась с наместником архим. Антонием (Медведевым).
М. была погребена в склепе Спасского храма, рядом с сыном. После закрытия мон-ря в 1929 г. и обращения его в коммуну убранство храмов было разорено. В 1992 г. монашеская община была возрождена. В 1994 г. создана экспозиция «Дом-музей игумении Марии». Панихидная память М. совершается 12 мая, сестры Бородинской обители собирают материалы для прославления игумении в лике святых.
Первое известное прижизненное изображение М.- живописный портрет работы неизвестного художника 1-й пол. XIX в. (ГИМ; 1-е воспроизведение: Русские портреты XVIII и XIX ст. / Изд. вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1908. Т. 4. № 201). М. изображена по пояс, в легком повороте фигуры и головы влево; в монашеском облачении, на голове клобук, на груди наперсный крест. Левая рука с четками покоится на балюстраде со стоящей на ней беломраморной вазой (или урной), обвитой плющом. Кисть правой руки лежит поверх левой. Фоном являются темные и густые ветви старой ели. Портрет мог быть написан с натуры в 40-х гг. XIX в.
Из Спасо-Бородинского мон-ря происходит сохраненный одной из насельниц после закрытия обители живописный портрет М., к-рый был написан на рубеже XIX и XX вв. неизвестным художником (Музей-заповедник «Бородинское поле», с 1994 в экспозиции «Дом-музей игумении Марии»). По формату и композиции он близок к прижизненному портрету (с незначительными расхождениями в трактовке фигуры), но представлен на фоне темно-зеленой драпировки, спадающей тяжелыми складками с перил балюстрады; за фрагментом колонны на горизонте розово-голубого неба угадывается Бородинский монумент на батарее Раевского.
Меньший по формату портрет М. (ГИМ) выполнен неизвестным художником маслом по картону; вероятно, он указан в каталоге выставки 1812 г. как «масляный портрет игумении Марии, в миру Маргариты Михайловны Тучковой, вдовы Александра Алексеевича Тучкова, убитого в Бородине. Дар Сергея Николаевича Цветкова (московского антиквара.- Авт.)». М. изображена сидящей почти в фас, в монашеском облачении, клобуке, с наперсным крестом на золотой цепи. В правой руке держит раскрытую книгу, в левой - четки. Взгляд устремлен на зрителя. Малый формат портрета обусловил его камерный характер. Портрет не мог быть создан ранее нач. 40-х гг. XIX в., т. к. представленная здесь игуменией М. была возведена в этот сан в 1840 г. Существовало неск. копий этого портрета (возможно, авторские повторения), о чем свидетельствуют фотоотпечатки с неизвестных живописных оригиналов, очень близких к нему по композиции. Один из фотоотпечатков хранился в Спасо-Бородинском мон-ре и был воспроизведен на черно-белой почтовой карточке, изданной мон-рем к 100-летнему юбилею Бородинской битвы. Лицо игумении на нем написано более контурно, хорошо видна спинка кресла, в к-ром она сидит; в раскрытой книге читается текст Пс 91 («Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний»).
На фронтисписах нек-рых изданий о Спасо-Бородинском мон-ре 2-й пол. XIX в. опубликованы графические портреты М. Небольшой достаточно реалистичный овальный портрет, гравированный на стали неизвестным художником, был размещен в кн. Т. Толычевой «Спасо-Бородинский монастырь и его основательница» (1875). М. представлена погрудно, в 3/4-ном повороте вправо, с легким наклоном головы; под портретом воспроизведен автограф игумении: «Мария грешная». В издании А. А. Брайковского (1885) М. изображена в монашеском облачении, но слишком молодой для 60-летней женщины.
Известны 2 фотопортрета М., отпечатанные с дагерротипов. На подложке фотопортрета из Музея-заповедника «Бородинское поле» («Дом-музей игумении Марии») сделана надпись: «Маргарита Михайловна Тучкова, урожденная Нарышкина. Мать Мария, игумения Спасо-Бородинского монастыря». М. сидит, подперев голову рукой и облокотившись на небольшой стол. Изображение датируется 40-ми гг. XIX в.; автор снимка и местонахождение оригинала неизвестны. «Дагерротипный портрет М. М. Тучковой в монашеском платье, в кресле около стола», хранящийся в фондах ГИМ, датируется 1849-1852 гг.; слева у края овала надпись: «Moscou I. Weingartner» (воспроизведен в кн.: Сабурова Т. Г. Портрет в рус. фотографии: Избранные произведения 1850-1910-х гг. из собр. ГИМ. М., 2006).
Практически на всех портретах хорошо видны наперсный крест и четки: крест был подарен М. вел. кнж. Марией Александровной, а четки - имп. Александрой Феодоровной в 1840 г.; после кончины настоятельницы хранились в монастырской ризнице (упом. и описаны в Главной церковной и ризничной описи второклассного Спасо-Бородинского общежительного девичьего монастыря за 1856 г.- ЦГИАМ. Ф. 23. Оп. 641. Д. 54. Т. 2. Л. 3).
В лит-ре кон. XIX - нач. XX в. встречаются упоминания о др. портретах М., на к-рых она представлена как игумения. В имп. дворце в с. Бородине «на письменном столе Ее Величества стоял превосходно нарисованный карандашом и гуашью портрет игумении Марии (Тучковой), принадлежавший императрице Александре Федоровне, супруге Николая I» (ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 76; см.: Ульянинский Д., Шейнман В. Бородинское Его имп. Величества имение // Сведения о Бородинском имении). М. лично подарила свой портрет наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. Антонию (Медведеву) (Толычева. 1975. С. 68). В игуменском доме в Спасо-Бородинском мон-ре хранился «большой портрет Маргариты Михайловны, писанный масляными красками. Она изображена с посохом в одной руке и четками в другой» (Брайковский. 1912. С. 61-62; Борисов. 1885. С. 21).
Сохранились 2 светских изображения М. На фотографии (ГИМ; экспонировалась в Музее 1812 года в Бородинском зале) с неизвестного живописного оригинала, заправленной в фирменное паспарту фотоателье Карла Фишера на Кузнецком мосту, М.- молодая женщина, сидит в кресле, повернувшись на 3/4 вправо, правая рука лежит на подлокотнике. На ней легкое открытое платье, на правом плече, спускаясь на колени,- темная шаль с каймой. Прическа с короткими локонами и завитками, обрамляющими лицо, соответствует моде нач. XIX в. Облик великосветской дамы дополняют гребень в волосах и жемчужные серьги. Надпись на обороте более поздняя: «Тучкова. От А. А. Тучкова». На миниатюрном портрете, выполненном на медной пластине маслом (Музей-заповедник «Бородинское поле», экспозиция «Дом-музей игумении Марии»), неизвестный художник изобразил М. (в овале, без фона) по пояс, в 3/4-ном повороте вправо. На ней серое платье с меховой накидкой, вышитый белый воротник и такой же белый чепец с голубыми лентами, на висках букли.